Шахматы – это не только игра доставляющая детям много радости и удовольствия. Планировать успех можно только при постоянном личном совершенствовании, с учетом современного мира. В процессе обучения воспитанники осознают принадлежность к миру, коллективу, родине.
Программа разработана с учетом требований ФГОС дополнительного образования и направлена на достижение учащимися личностных, межпредметных результатов.
Программа направленна на личностно-ориентированное развивающие образование обучающегося и системное применение новых технологий обучения. Преимущество обучения в данной программе:
Помогает ребенку научиться выстраивать причинно-следственные связи.
Умение задавать вопросы и находить ответы на них.
Просчитывать действия в уме заранее, перед совершением поступка, с учетом своего возраста.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Программа позволяет педагогу занимать по отношению к обучающемуся не авторитарную, а равную позицию, где вместе ищут верные ответы и правильные решения поставленных задач.
ПЕДАГОГИ
Егорова Раиса Иосифовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Образование: высшее педагогическое образование, НГПУ.
Повышение квалификации:
Обучение в «Школе высшего спортивного мастерства под руководством Экс-чемпиона мира М.М. Ботвинника».
В 2014 году получила диплом второго высшего профильного (спортивного) образования.
Проведение мастер-класса на «УчСиб-2018».
Выступление на Сибирском форуме «Инновационные технологии мотиваций подрастающего поколения на занятиях шахматами» 2018 г.
В 2015 году награждена «Почётной грамотой Министерства образования Российской федерации».
Егорова Светлана Викторовна, высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования с 2004 года.
Образование: высшее, НГПУ, второе высшее профильное образование с 2014 г. (спортивное отделение.).
РАСПИСАНИЕ
Первая группа: вторник 14.00 — 16.00, четверг 13.00 — 15.00, пятница 13.00 — 15.00.
Вторая группа: вторник 16.00 — 18.00, пятница 15.00 — 18.00, воскр. 10.00 — 13.00.
Третья группа: четверг 15.00 — 17.00, пятница 18.00 — 20.00, воскр. 13.00 — 16.00.
Четвёртая группа: вторник 18.00 — 20.00, четверг 18.00 — 20.00, воскр. 16.00 — 19.00.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 4 года, занятия проводятся по 4 часа в неделю на первом этапе занятии. Изучаются основы шахмат их историю, развитие. Занятия и участие в соревнованиях.
Этап начальной подготовки (первый года обучения):
Виды деятельности. Распределение учебных часов.
Теоретические основы и правила шахматной игры.
Вводное занятие – 4 часа.
Шахматная игра-сражение между армиями белых и чёрных фигур – 16 часов.
Фигуры, представляющие шахматное войско – 32 часа.
Пешка – единица измерения – 8 часов.
Шах. Мат. Цель игры – 8 часов.
Мат неприятельскому королю – 16 часов.
Рокировка – 4 часа.
Ничья. Виды «ничьей» – 8 часов.
Дебют – начало партии – 24 часа.
Эндшпиль.Оппозиция-оружие борьбы королей друг с другом – 12 часов.
Практико-соревновательная деятельность.
Зачетная неделя – 4 часа.
Шахматные викторины.Конкурсы решения задач – 8 часов.
Итоговое занятие.
Занятия проводятся по 4 часа в неделю, в течение 36 учебных недель.
Итого: 144 часа.
Этап «Школа мастера»- I (второй год обучения):
Виды деятельности Распределение учебных часов.
Теоретические основы и правила шахматной игры.
Вводное занятие – 6 часов.
Шахматная азбука – 18 часов.
Шахматная нотация – 12 часов.
Дебют – начало партии – 18 часов.
Эндшпиль – 36 часов.
Использование геометрических мотивов – 12 часов.
Шахматные комбинации – 66 часа.
Практико-соревновательная деятельность.
Зачетная неделя – 12 часов.
Тренировочные и турнирные партии – 24 часа.
Итоговое занятие – 6 часов.
Занятия проводятся по 6 часов в неделю, в течение 36 учебных недель.
Всего: 216 часов.
Этап «Школа мастера»- II (третий год обучения):
Виды деятельности Распределение учебных часов.
Теоретические основы и правила шахматной игры.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 8 часов.
Как начинать партию? – 48 часов.
Дебют – начало партии – 48 часов.
Поучительные партии из практики мастеров – 16 часов.
Эндшпиль – конец игры – 32 часа.
Пешечные эндшпили – 16 часов.
Элементарные ладейные окончания – 40 часов.
Практико-соревновательная деятельность.
Зачетная неделя – 24 часа.
Проведение турниров и тренировочных партий.Сеанс одновременной игры – 16 часов.
Конкурсы решения комбинаций, задач-миниатюр и этюдов. Проведение турниров – 16 часов.
Занятия проводятся по 8 часов в неделю, в течение 36 учебных недель
Итого: 288 часов.
Этап профессиональной ориентации (четвертый год обучения):
Виды деятельности. Распределение учебных часов.
Теоретические основы и правила шахматной игры.
Вводное занятие – 9 часов.
Шахматные задачи – 18 часов.
Связка – 18 часов.
Шах нападение на короля – 18 часов.
Открытое нападение – 18 часов.
Комбинации на завлечение – 27 часов.
Ловушки – 36 часов.
Выключение фигур из игры – 18 часов.
Позиционная игра – 9 часов.
Реализация материального и позиционного перевеса – 18 часов.
Дебюты – 45 часов.
Практико-соревновательная деятельность.
Зачетная неделя – 36 часов.
Конкурсы решение комбинаций, задач-миниатюр и этюдов – 9 часов.
Проведение турниров и тренировочных партий.
Сеанс одновременной игры – 18 часов.
Итоговое занятие – 9 часов.
Занятия проводятся 9 часов в неделю, в течение 36 учебных недель.
Итого: 324 часа.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – сформировать осознанную творчески – познавательную активность учащихся средствами шахматной игры.
Задачи.
Образовательные:
дать знания теории шахматной игры,научить решать задачи, (комбинации);давать самостоятельную оценку позиции.
Личностные:
*сформировать опыт познавательной деятельности непрерывного самообразования, способствующих достижению высокого мастерства в шахматах;
*сформировать нравственное сознание, выдержку, смелость в решении возникающих вопросов, умение отстаивать взгляды, убеждения;
*прививать этические нормы и правила поведения на соревнованиях;
*управления своим поведением;
*сохранения оптимизма при проигрышах;
*проявления доброжелательного отношения к партнёру;
*сдерживания проявления своих эмоций.
Развивающие:
*oспособность нахождения остроумных выходов из, казалось бы, безнадёжных ситуаций;
*умение наблюдать, сравнивать, абстрагировать;
*развивать логическое мышление путём построения цепочки логических рассуждений.
Вспомогательные:
*изучение исторического шахматного наследия России;
*воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её прославлять на соревнованиях различного уровня.
Метапредметные:
*умение находить необходимую информацию;
*анализировать и пропитывать результат своих действий;
*сопоставлять факты;
*концентрировать внимание на выполняемом действии;
*находить нестандартные решения;
*умение донести свою точку зрения до других, уважать и учитывать позицию партнера.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Программа предусматривает достижения школьниками в процессе обучения определённых результатов – личностных, метопредметных и предметных.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
*познавательных;
*коммуникативных;
*регулятивных.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
*основные шахматные термины, правила ходов и взятия;
*способы ведения и защиты в шахматной партии;
*о вкладе великих шахматистов в развитии шахматной культуры;
*правила поведения за шахматной доской.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
*играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени;
*решать задачи и комбинации;
*реализовывать материальное преимущество;
*анализировать партию и находить ошибки.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
*сформирование основные качества российской гражданской идентичности;
*дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении познавательных целей;
*формирование навыков творческого подхода (дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство) при решении различных задач, стремление к работе на результат;
*стремление работы на результат.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Наличие медицинской справки врача- педиатра о состоянии здоровья ребенка («допуск к занятиям»).
Ученические столы, согласно требованиям СанПиН, с посадкой детей с двух сторон (напротив друг друга).
Использование компьютера с выходом в Интернет.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально — техническая база:
*Учебный кабинет.
*Комплект шахматных фигур + доска.
*Шахматные часы (электронные и механические).
*Демонстрационная доска.
*Проектное оборудование.