Версия для слабовидящих
217-86-87
Наш адрес: ул.Кирова, 44/1
Обратная связь

Шахматы



Шахматы – это не только игра доставляющая детям много радости и удовольствия. Планировать успех можно только при постоянном личном совершенствовании, с учетом современного мира. В процессе обучения воспитанники осознают принадлежность к миру, коллективу, родине.

Программа разработана с учетом требований ФГОС дополнительного образования и направлена на достижение учащимися личностных, межпредметных результатов.

 

Программа направленна на личностно-ориентированное развивающие образование обучающегося и системное применение новых технологий обучения. Преимущество обучения в данной программе:

Помогает ребенку научиться выстраивать причинно-следственные связи.

Умение задавать вопросы и находить ответы на них.

Просчитывать действия в уме заранее, перед совершением поступка, с учетом своего возраста.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Программа позволяет педагогу занимать по отношению к обучающемуся не авторитарную, а равную позицию, где вместе ищут верные ответы и правильные решения поставленных задач.

ПЕДАГОГИ

Егорова Раиса Иосифовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. 

Образование: высшее педагогическое образование, НГПУ.

Повышение квалификации:

Обучение в «Школе высшего спортивного мастерства под руководством Экс-чемпиона мира М.М. Ботвинника».

В 2014 году получила диплом второго высшего профильного (спортивного) образования.

Проведение мастер-класса на «УчСиб-2018».

Выступление на Сибирском форуме «Инновационные технологии мотиваций подрастающего поколения на занятиях шахматами» 2018 г.

В 2015 году награждена «Почётной грамотой Министерства образования Российской федерации».


Егорова Светлана Викторовна, высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования с 2004 года. 

Образование: высшее, НГПУ, второе высшее профильное образование с 2014 г. (спортивное отделение.).


РАСПИСАНИЕ

Первая группа: вторник 14.00 — 16.00, четверг 13.00 — 15.00, пятница 13.00 — 15.00.

Вторая группа: вторник 16.00 — 18.00, пятница 15.00 — 18.00, воскр. 10.00 — 13.00.

Третья группа: четверг 15.00 — 17.00, пятница 18.00 — 20.00, воскр. 13.00 — 16.00.

Четвёртая группа: вторник 18.00 — 20.00, четверг 18.00 — 20.00, воскр. 16.00 — 19.00.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 4 года, занятия проводятся по 4 часа в неделю на первом этапе занятии. Изучаются основы шахмат их историю, развитие. Занятия и участие в соревнованиях.

Этап начальной подготовки (первый года обучения):

Виды деятельности. Распределение учебных часов.

Теоретические основы и правила шахматной игры.

Вводное занятие – 4 часа.

Шахматная игра-сражение между армиями белых и чёрных фигур – 16 часов.

Фигуры, представляющие шахматное войско – 32 часа.

Пешка – единица измерения – 8 часов.

Шах. Мат. Цель игры – 8 часов.

Мат неприятельскому королю – 16 часов.

Рокировка – 4 часа.

Ничья. Виды «ничьей» – 8 часов.

Дебют – начало партии – 24 часа.

Эндшпиль.Оппозиция-оружие борьбы королей друг с другом – 12 часов.

Практико-соревновательная деятельность.

Зачетная неделя – 4 часа.

Шахматные викторины.Конкурсы решения задач – 8 часов.

Итоговое занятие.

Занятия проводятся по 4 часа в неделю, в течение 36 учебных недель.

Итого: 144 часа.

 

Этап «Школа мастера»- I (второй год обучения):

Виды деятельности Распределение учебных часов.

Теоретические основы и правила шахматной игры.

Вводное занятие – 6 часов.

Шахматная азбука – 18 часов.

Шахматная нотация – 12 часов.

Дебют – начало партии – 18 часов.

Эндшпиль – 36 часов.

Использование геометрических мотивов – 12 часов.

Шахматные комбинации – 66 часа.

Практико-соревновательная деятельность.

Зачетная неделя – 12 часов.

Тренировочные и турнирные партии – 24 часа.

Итоговое занятие – 6 часов.

Занятия проводятся по 6 часов в неделю, в течение 36 учебных недель.

Всего: 216 часов.

 

Этап «Школа мастера»- II (третий год обучения):

Виды деятельности Распределение учебных часов.

Теоретические основы и правила шахматной игры.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 8 часов.

Как начинать партию? – 48 часов.

Дебют – начало партии – 48 часов.

Поучительные партии из практики мастеров – 16 часов.

Эндшпиль – конец игры – 32 часа.

Пешечные эндшпили – 16 часов.

Элементарные ладейные окончания – 40 часов.

Практико-соревновательная деятельность.

Зачетная неделя – 24 часа.

Проведение турниров и тренировочных партий.Сеанс одновременной игры – 16 часов.

Конкурсы решения комбинаций, задач-миниатюр и этюдов. Проведение турниров – 16 часов.

Занятия проводятся по 8 часов в неделю, в течение 36 учебных недель

Итого: 288 часов.

 

Этап профессиональной ориентации (четвертый год обучения):

Виды деятельности. Распределение учебных часов.

Теоретические основы и правила шахматной игры.

Вводное занятие – 9 часов.

Шахматные задачи – 18 часов.

Связка – 18 часов.

Шах нападение на короля – 18 часов.

Открытое нападение – 18 часов.

Комбинации на завлечение – 27 часов.

Ловушки – 36 часов.

Выключение фигур из игры – 18 часов.

Позиционная игра – 9 часов.

Реализация материального и позиционного перевеса – 18 часов.

Дебюты – 45 часов.

Практико-соревновательная деятельность.

Зачетная неделя – 36 часов.

Конкурсы решение комбинаций, задач-миниатюр и этюдов – 9 часов.

Проведение турниров и тренировочных партий.

Сеанс одновременной игры – 18 часов.

Итоговое занятие – 9 часов.

Занятия проводятся 9 часов в неделю, в течение 36 учебных недель.

Итого: 324 часа.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – сформировать осознанную творчески – познавательную активность учащихся средствами шахматной игры.

Задачи.

Образовательные:

дать знания теории шахматной игры,научить решать задачи, (комбинации);давать самостоятельную оценку позиции.

Личностные:

*сформировать опыт познавательной деятельности непрерывного самообразования, способствующих достижению высокого мастерства в шахматах;

*сформировать нравственное сознание, выдержку, смелость в решении возникающих вопросов, умение отстаивать взгляды, убеждения;

*прививать этические нормы и правила поведения на соревнованиях;

*управления своим поведением;

*сохранения оптимизма при проигрышах;

*проявления доброжелательного отношения к партнёру;

*сдерживания проявления своих эмоций.

Развивающие:

*oспособность нахождения остроумных выходов из, казалось бы, безнадёжных ситуаций;

*умение наблюдать, сравнивать, абстрагировать;

*развивать логическое мышление путём построения цепочки логических рассуждений.

Вспомогательные:

*изучение исторического шахматного наследия России;

*воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её прославлять на соревнованиях различного уровня.

Метапредметные:

*умение находить необходимую информацию;

*анализировать и пропитывать результат своих действий;

*сопоставлять факты;

*концентрировать внимание на выполняемом действии;

*находить нестандартные решения;

*умение донести свою точку зрения до других, уважать и учитывать позицию партнера.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Программа предусматривает достижения школьниками в процессе обучения определённых результатов – личностных, метопредметных и предметных.

 

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:

*познавательных;

*коммуникативных;

*регулятивных.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

*основные шахматные термины, правила ходов и взятия;

*способы ведения и защиты в шахматной партии;

*о вкладе великих шахматистов в развитии шахматной культуры;

*правила поведения за шахматной доской.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

*играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени;

*решать задачи и комбинации;

*реализовывать материальное преимущество;

*анализировать партию и находить ошибки.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

*сформирование основные качества российской гражданской идентичности;

*дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении познавательных целей;

*формирование навыков творческого подхода (дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство) при решении различных задач, стремление к работе на результат;

*стремление работы на результат.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Наличие медицинской справки врача- педиатра о состоянии здоровья ребенка («допуск к занятиям»). 

Ученические столы, согласно требованиям СанПиН, с посадкой детей с двух сторон (напротив друг друга). 

Использование компьютера с выходом в Интернет.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Материально — техническая база:

*Учебный кабинет.

*Комплект шахматных фигур + доска.

*Шахматные часы (электронные и механические).

*Демонстрационная доска.

*Проектное оборудование.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать Дворец творчества лучше?