Версия для слабовидящих
217-86-87
Наш адрес: ул.Кирова, 44/1
Обратная связь

Шахматы


 

Шахматы – это королевская игра!

Шахматы – неотъемлемая составная часть культуры – прошли многовековой путь своего развития. Они являются любимым занятием миллионов людей, для многих из них служат средством спортивного интеллектуального единоборства, средством самовыражения.

Выдающиеся политические деятели, полководцы, писатели, музыканты, ученые и педагоги видели и видят в шахматах не просто вид досуга, а своеобразную гимнастику ума, действенное средство воспитания и развития способностей человека.

Шахматы, в определенной мере, учат общению, расширяют кругозор, позволяют подростку знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Значительную пользу шахматы могут принести в интеллектуальном развитии личности. Эстетика шахмат, в специфичных формах и мерах, должна пробуждать и развивать в молодых шахматистах чувство прекрасного и стремление к самостоятельному творчеству.

Будучи моделью военного противоборства, моделью человеческого соперничества, шахматы объективно работают на объединение людей.Шахматы выполняют роль средства культурного общения людей, упрочения общественных и духовных связей между народами. Приобщение человека к шахматам, при условии постепенного роста уровня понимания этого вида искусства, может развить его эстетическую культуру.

Включение в учебные группы определённого года обучения проводится на основе показателей диагностических упражнений, собеседования, а так же наличия у принимаемых спортивных результатов.

 

Содержание программы опирается на 4 элемента, общих для всех видов деятельности по сохранению и развитию культуры. Такое содержание включает:

*знание истории шахмат, личностных и творческих портретов выдающихся шахматистов;

*знание основ теории шахмат, овладение стратегическими идеями, тактическими приёмами, опыт действий по образцам и алгоритмам;

*опыт творчества, умение принимать нестандартные, изобретательные и интуитативные решения;

*опыт эмоционально-ценностных отношений.

 

Определение понятий «шахматное творчество» и «творческие способности шахматистов» дано в печатных работах автора программы:

1. «О сущности шахматного творчества и творческих способностей шахматистов» — материалы III Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России», г. Пенза,2008 г.;

2. «Диагностика способностей шахматистов в системе дополнительного образования»- материалы Международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира», г. Москва, 2009 г.;

3. «Творчество шахматистов». Учебно-методическое пособие. г.Новосибирск, издательство НИПКиПРО, 2010-2011 гг.;

4. «Философские основы методологии развития творческих способностей шахматистов» — г. Новосибирск, ДТД УМ «Юниор», 2013 г.;

5. «Диалектические методы решения проблем: о спортивной, творческой и научной деятельности шахматистов» — г. Новосибирск, издательство НГПУ, 2017 г.

ПЕДАГОГИ

Шапиро Юрий Израйлевич, имеет высшее образование. Закончил Новосибирской государственный педагогический институт в 1984 году.

Педагог высшей квалификационной категории, эксперт учебно-методического семинара тренеров и педагогов дополнительного образования по шахматам Международного шахматного фестиваля «MOSCOW OPEN 2012», дипломант регионального этапа проекта партии «Единая Россия» – «Лучший детский тренер страны, 2008», в номинации Народный «тренер».

Автор программы принимал участие во Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» (Томск, 2008), в международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира» (Москва, 2009), в семинарах шахматных педагогов и конференциях «Шахматы в системе образования России, проходивших в РГСУ (Москва, 2012 г., 2014 г., 2017 г.).

 

Среди учеников педагога Ю. Шапиро, прошедших подготовку по его авторской программе – доктора и кандидаты наук в областях математики, физики, химии, биологии, истории, экономических и технических наук.

Валерий Чермашенцев – выпускник НГУ, доктор химических наук, кандидат в мастера по шахматам.

Михаил Гриф – выпускник НГТУ, доктор технических наук, зав. кафедрой НГТУ, перворазрядник по шахматам.

Сергей Захаров – выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук, международный мастер по шахматам.

Вера Ушакова (Тимощенко) – выпускница НГУ (экономика), чемпион РФ по шахматам среди женщин.

Сергей Кудрин – выпускник Колумбийского университета США (прикладная математика), международный гроссмейстер по шахматам.

Владимир Мезенцев – выпускник НГУ (прикладная математика), программист международного уровня, международный мастер по шахматам.

Роман Земцов – выпускник НГУ, кандидат экономических наук, директор департамента экономического и финансового обеспечения Министерства природный ресурсов и экологии РФ, мастер ФИДЭ по шахматам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Учебный план группы первого года обучения.

Режим занятий − 4 часа в неделю.

Учебный план группы второго года обучения.

Режим занятий − 6 часов в неделю.

Учебный план группы третьего года обучения.

Режим занятий − 6 часов в неделю.

Учебный план группы четвертого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

Учебный план группы пятого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

Учебный план группы шестого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

Учебный план группы седьмого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

Учебный план группы восьмого года обучения.

Режим занятий − 8 часов в неделю.

Учебный план группы девятого года обучения. 

Режим занятий − 8 часов в неделю.

 

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

 

Основной целью образовательного процесса, отвечающей социальному заказу видам дополнительного образования, должны быть:

  • готовность выпускника объединения «шахматы» к умственному труду, к дальнейшему образованию и личностному развитию;
  • сформированность установки выпускника на творческую деятельность в разных сферах.

 

Этой цели соответствуют целевые установки педагога в реализации данной программы:

Создание в процессе занятий шахматами и мероприятий среды культурного общения людей, среды упрочения общественных и духовных связей между людьми и народами, их движения к истине, добру, общему благу.

Создание посредством занятий классическими шахматами условий формирования и развития способностей обучающихся – расчетных, описательно-оценочных, аналитических, памяти и внимания, логического мышления и творческих способностей. Эстетика шахмат, в специфичных формах и мерах, должна пробуждать и развивать в молодых шахматистах чувство прекрасного и стремление к самостоятельному творчеству.

Создание учебных, соревновательных и диагностических условий для подготовки и совершенствования шахматистов.

Формирование личности шахматистов: правильной самооценки, самокритичности, чувства социальной справедливости, уважения к личностным и творческим достижениям классических шахматистов, к чести коллектива, общим делам, к педагогам, товарищам, к самому себе; умение делать правильный нравственный выбор, опирающийся на такие моральные категории, как добро и зло, долг, совесть, достоинство и честь, формирование личностного мировоззрения.

Данная программа направлена:

На формирование и развитие средствами классических шахмат способности обучающихся, обозначенной психологами «способностью действовать в уме»; программа представляет собой дидактическую систему, в которой приобретаются растущие по годам обучения способности в оценке позиций в глубине расчётов вариантов, аналитические способности;

На развитие творческих способностей.

Для достижения результатов на основе целевых установок определены три вида задач: 

Личностные задачи:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и ее передовых деятелей, формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве (и разнообразии) природы, народов, культур;

формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов;

развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и обучающимися в различных социальных ситуациях;

создание и наличие мотивации к здоровому образу жизни, к творческому труду, ценностного отношения к продуктам материального труда, интеллектуального и эстетически окрашенного труда;

формирование и становление личности, как гуманистически и интеллектуально ориентированного молодого воина.

Метапредметные задачи:

формирование умения планировать, организовывать и оценивать свою учебную, спортивную, творческую и научную деятельность;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, отношения к различным понятиям;

обретение готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на изложение своего мнения и соответствующих аргументов.

Предметные задачи (образовательные):

овладение основными темами теоретических разделов программы «Подготовка шахматистов – средство развития интеллектуальных и творческих способностей»;

освоение опыта деятельности по получению новых знаний;

освоение обучающимися в ходе изучения предметного материала и анализа шахматных партий-знаний, умений и навыков по стратегии и тактике шахмат;

освоение обучающимися опыта по преобразованию и применению систем основополагающих элементов данной предметной деятельности (знаний, навыков, способов действий), лежащих в основе современной картины мира;

освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение основными компетенциями, в том числе «способности действовать в уме» (СДУ);

овладение межпредметными связями;

подготовка к творчеству: развитие интеллектуальных способностей (глубина расчета операций 8–10 ходов), решение специальных упражнений, введение в темы занятий фрагментов партий выдающихся мастеров с нестандартными изобретательными, интуитивными идеями и способами действий.

В программу клубной работы входит проведение турниров, соревнований школьников, сеансов одновременной игры, показательных матчей коллективов, анализов партий, сыгранных на турнирах, матчах и соревнованиях, творческие отчеты шахматистов, встречи с интересными людьми.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

«Юные шахматисты должны знать, что радость победы тем больше, чем сильнее противник».

Б.В. Спасский.

 

Программа предусматривает достижения школьниками в процессе обучения определённых результатов – личностных, метопредметных и предметных.

 

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных; коммуникативных; регулятивных.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

*элементарные теоретические понятия, основные шахматные термины;

*основные принципы игры в дебюте;

*основные идеи и планы в открытых, полуоткрытых и закрытых дебютах;

*основные стратегические идеи;

*тактические идеи. приёмы и технику расчёта тактических операций;

*основы теории разыгрывания шахматных окончаний;

*основы теории реализации перевеса;

*методы анализа партий и позиций;

*личностные и творческие портреты выдающихся шахматистов;

*правила спортивной шахматной этики, «Правила шахмат ФИДЭ».

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

*проводить шахматную партию от начала до конца;

*разыгрывать дебютные системы и стадию перехода из дебюта в миттельшпиль;

*разрабатывать и проводить планы шахматной партии;

*реализовывать различные виды перевеса в шахматной партии;

*разыгрывать правильно различные виды шахматных окончаний;

*анализировать партию, выявлять упущенные стратегические идеи,тактические идеи и операции.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

*сформированность умения планировать, организовывать и оценивать свою учебную, спортивную, творческую и научную деятельность;

*овладение логическими и алгоритмическими способами действий;

*готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на изложение своего мнения;

*освоение способности к универсальным учебным действиям (овладение навыками смыслового чтения различных текстов;

*умение находить межпредметные связи);

*подготовленность к творчеству: развитие интеллектуальных способностей (глубина расчёта операций до 8-10 ходов;

*развитие универсальной надпредметной способности СДУ -«способности действовать в уме»;

*решение специальных упражнений, освоение нестандартных изобретательных идей на примерах партий выдающихся шахматистов;

*готовность выпускника к умственному труду, к дальнейшему образованию и личностному развитию; сформированность установки на творческую деятельность в разных сферах;

*сформированность гражданских, патриотических, гуманистических и демократических качеств;

*сформированность личного смысла на дополнительное образование по программе;

*сформированность личной ответственности за свои поступки.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Зачисление детей в группу осуществляется при наличии справки/допуска о состоянии здоровья.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

В нашей стране исторически сложилась и практически зарекомендовала себя форма организационных условий для подготовки шахматистов, которая является шахматным клубом.

Назовём эти организационные и материальные условия:

*Содержание педагогических работников и обслуживающего персонала.

*Материальное обеспечение годового плана-календаря спортивных и др. мероприятий.

*Помещение, оборудование и его содержание.

*Помещение должно соответствовать санитарным нормам и эстетическим критериям.

 

Учебными средствами для группы являются:

*магнитная демонстрационная доска;

*10-15 комплектов шахматных фигур с досками (шахматных столов);

*6-8 шахматных часов.

В комплекс учебных и соревновательных условий клуба входит дополнительное количество шахмат и шахматных часов, стенд информации, бланки шахматной документации, библиотека шахматной литературы, опорные конспекты, компьютер с базой данных.

 


Методические материалы:

Целеполагание в современной дополнительной общеобразовательной программе
подготовки шахматистов. Ю.И. Шапиро

Диалектические методы решения проблем: о спортивной, творческой и научной деятельности шахматистов Ю. И. Шапиро


 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать Дворец творчества лучше?