Шахматы – это королевская игра!
Выдающиеся политические деятели, полководцы, писатели, музыканты, ученые и педагоги видели и видят в шахматах не просто вид досуга, а своеобразную гимнастику ума, действенное средство воспитания и развития способностей человека.
Шахматы, в определенной мере, учат общению, расширяют кругозор, позволяют подростку знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Значительную пользу шахматы могут принести в интеллектуальном развитии личности. Эстетика шахмат, в специфичных формах и мерах, должна пробуждать и развивать в молодых шахматистах чувство прекрасного и стремление к самостоятельному творчеству.
Будучи моделью военного противоборства, моделью человеческого соперничества, шахматы объективно работают на объединение людей.Шахматы выполняют роль средства культурного общения людей, упрочения общественных и духовных связей между народами. Приобщение человека к шахматам, при условии постепенного роста уровня понимания этого вида искусства, может развить его эстетическую культуру.
Включение в учебные группы определённого года обучения проводится на основе показателей диагностических упражнений, собеседования, а так же наличия у принимаемых спортивных результатов.
Содержание программы опирается на 4 элемента, общих для всех видов деятельности по сохранению и развитию культуры. Такое содержание включает:
*знание истории шахмат, личностных и творческих портретов выдающихся шахматистов;
*знание основ теории шахмат, овладение стратегическими идеями, тактическими приёмами, опыт действий по образцам и алгоритмам;
*опыт творчества, умение принимать нестандартные, изобретательные и интуитативные решения;
*опыт эмоционально-ценностных отношений.
Определение понятий «шахматное творчество» и «творческие способности шахматистов» дано в печатных работах автора программы:
1. «О сущности шахматного творчества и творческих способностей шахматистов» — материалы III Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России», г. Пенза,2008 г.;
2. «Диагностика способностей шахматистов в системе дополнительного образования»- материалы Международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира», г. Москва, 2009 г.;
3. «Творчество шахматистов». Учебно-методическое пособие. г.Новосибирск, издательство НИПКиПРО, 2010-2011 гг.;
4. «Философские основы методологии развития творческих способностей шахматистов» — г. Новосибирск, ДТД УМ «Юниор», 2013 г.;
5. «Диалектические методы решения проблем: о спортивной, творческой и научной деятельности шахматистов» — г. Новосибирск, издательство НГПУ, 2017 г.
ПЕДАГОГИ
Шапиро Юрий Израйлевич, имеет высшее образование. Закончил Новосибирской государственный педагогический институт в 1984 году.
Педагог высшей квалификационной категории, эксперт учебно-методического семинара тренеров и педагогов дополнительного образования по шахматам Международного шахматного фестиваля «MOSCOW OPEN 2012», дипломант регионального этапа проекта партии «Единая Россия» – «Лучший детский тренер страны, 2008», в номинации Народный «тренер».
Автор программы принимал участие во Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» (Томск, 2008), в международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира» (Москва, 2009), в семинарах шахматных педагогов и конференциях «Шахматы в системе образования России, проходивших в РГСУ (Москва, 2012 г., 2014 г., 2017 г.).
Среди учеников педагога Ю. Шапиро, прошедших подготовку по его авторской программе – доктора и кандидаты наук в областях математики, физики, химии, биологии, истории, экономических и технических наук.
Валерий Чермашенцев – выпускник НГУ, доктор химических наук, кандидат в мастера по шахматам.
Михаил Гриф – выпускник НГТУ, доктор технических наук, зав. кафедрой НГТУ, перворазрядник по шахматам.
Сергей Захаров – выпускник МГУ, кандидат физико-математических наук, международный мастер по шахматам.
Вера Ушакова (Тимощенко) – выпускница НГУ (экономика), чемпион РФ по шахматам среди женщин.
Сергей Кудрин – выпускник Колумбийского университета США (прикладная математика), международный гроссмейстер по шахматам.
Владимир Мезенцев – выпускник НГУ (прикладная математика), программист международного уровня, международный мастер по шахматам.
Роман Земцов – выпускник НГУ, кандидат экономических наук, директор департамента экономического и финансового обеспечения Министерства природный ресурсов и экологии РФ, мастер ФИДЭ по шахматам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план группы первого года обучения.
Режим занятий − 4 часа в неделю.
Учебный план группы второго года обучения.
Режим занятий − 6 часов в неделю.
Учебный план группы третьего года обучения.
Режим занятий − 6 часов в неделю.
Учебный план группы четвертого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы пятого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы шестого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы седьмого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы восьмого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
Учебный план группы девятого года обучения.
Режим занятий − 8 часов в неделю.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Основной целью образовательного процесса, отвечающей социальному заказу видам дополнительного образования, должны быть:
- готовность выпускника объединения «шахматы» к умственному труду, к дальнейшему образованию и личностному развитию;
- сформированность установки выпускника на творческую деятельность в разных сферах.
Этой цели соответствуют целевые установки педагога в реализации данной программы:
Создание в процессе занятий шахматами и мероприятий среды культурного общения людей, среды упрочения общественных и духовных связей между людьми и народами, их движения к истине, добру, общему благу.
Создание посредством занятий классическими шахматами условий формирования и развития способностей обучающихся – расчетных, описательно-оценочных, аналитических, памяти и внимания, логического мышления и творческих способностей. Эстетика шахмат, в специфичных формах и мерах, должна пробуждать и развивать в молодых шахматистах чувство прекрасного и стремление к самостоятельному творчеству.
Создание учебных, соревновательных и диагностических условий для подготовки и совершенствования шахматистов.
Формирование личности шахматистов: правильной самооценки, самокритичности, чувства социальной справедливости, уважения к личностным и творческим достижениям классических шахматистов, к чести коллектива, общим делам, к педагогам, товарищам, к самому себе; умение делать правильный нравственный выбор, опирающийся на такие моральные категории, как добро и зло, долг, совесть, достоинство и честь, формирование личностного мировоззрения.
Данная программа направлена:
На формирование и развитие средствами классических шахмат способности обучающихся, обозначенной психологами «способностью действовать в уме»; программа представляет собой дидактическую систему, в которой приобретаются растущие по годам обучения способности в оценке позиций в глубине расчётов вариантов, аналитические способности;
На развитие творческих способностей.
Для достижения результатов на основе целевых установок определены три вида задач:
Личностные задачи:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину и ее передовых деятелей, формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве (и разнообразии) природы, народов, культур;
формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и обучающимися в различных социальных ситуациях;
создание и наличие мотивации к здоровому образу жизни, к творческому труду, ценностного отношения к продуктам материального труда, интеллектуального и эстетически окрашенного труда;
формирование и становление личности, как гуманистически и интеллектуально ориентированного молодого воина.
Метапредметные задачи:
формирование умения планировать, организовывать и оценивать свою учебную, спортивную, творческую и научную деятельность;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, отношения к различным понятиям;
обретение готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на изложение своего мнения и соответствующих аргументов.
Предметные задачи (образовательные):
овладение основными темами теоретических разделов программы «Подготовка шахматистов – средство развития интеллектуальных и творческих способностей»;
освоение опыта деятельности по получению новых знаний;
освоение обучающимися в ходе изучения предметного материала и анализа шахматных партий-знаний, умений и навыков по стратегии и тактике шахмат;
освоение обучающимися опыта по преобразованию и применению систем основополагающих элементов данной предметной деятельности (знаний, навыков, способов действий), лежащих в основе современной картины мира;
освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение основными компетенциями, в том числе «способности действовать в уме» (СДУ);
овладение межпредметными связями;
подготовка к творчеству: развитие интеллектуальных способностей (глубина расчета операций 8–10 ходов), решение специальных упражнений, введение в темы занятий фрагментов партий выдающихся мастеров с нестандартными изобретательными, интуитивными идеями и способами действий.
В программу клубной работы входит проведение турниров, соревнований школьников, сеансов одновременной игры, показательных матчей коллективов, анализов партий, сыгранных на турнирах, матчах и соревнованиях, творческие отчеты шахматистов, встречи с интересными людьми.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
«Юные шахматисты должны знать, что радость победы тем больше, чем сильнее противник».
Б.В. Спасский.
Программа предусматривает достижения школьниками в процессе обучения определённых результатов – личностных, метопредметных и предметных.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных; коммуникативных; регулятивных.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
*элементарные теоретические понятия, основные шахматные термины;
*основные принципы игры в дебюте;
*основные идеи и планы в открытых, полуоткрытых и закрытых дебютах;
*основные стратегические идеи;
*тактические идеи. приёмы и технику расчёта тактических операций;
*основы теории разыгрывания шахматных окончаний;
*основы теории реализации перевеса;
*методы анализа партий и позиций;
*личностные и творческие портреты выдающихся шахматистов;
*правила спортивной шахматной этики, «Правила шахмат ФИДЭ».
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
*проводить шахматную партию от начала до конца;
*разыгрывать дебютные системы и стадию перехода из дебюта в миттельшпиль;
*разрабатывать и проводить планы шахматной партии;
*реализовывать различные виды перевеса в шахматной партии;
*разыгрывать правильно различные виды шахматных окончаний;
*анализировать партию, выявлять упущенные стратегические идеи,тактические идеи и операции.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
*сформированность умения планировать, организовывать и оценивать свою учебную, спортивную, творческую и научную деятельность;
*овладение логическими и алгоритмическими способами действий;
*готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого на изложение своего мнения;
*освоение способности к универсальным учебным действиям (овладение навыками смыслового чтения различных текстов;
*умение находить межпредметные связи);
*подготовленность к творчеству: развитие интеллектуальных способностей (глубина расчёта операций до 8-10 ходов;
*развитие универсальной надпредметной способности СДУ -«способности действовать в уме»;
*решение специальных упражнений, освоение нестандартных изобретательных идей на примерах партий выдающихся шахматистов;
*готовность выпускника к умственному труду, к дальнейшему образованию и личностному развитию; сформированность установки на творческую деятельность в разных сферах;
*сформированность гражданских, патриотических, гуманистических и демократических качеств;
*сформированность личного смысла на дополнительное образование по программе;
*сформированность личной ответственности за свои поступки.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Зачисление детей в группу осуществляется при наличии справки/допуска о состоянии здоровья.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
В нашей стране исторически сложилась и практически зарекомендовала себя форма организационных условий для подготовки шахматистов, которая является шахматным клубом.
Назовём эти организационные и материальные условия:
*Содержание педагогических работников и обслуживающего персонала.
*Материальное обеспечение годового плана-календаря спортивных и др. мероприятий.
*Помещение, оборудование и его содержание.
*Помещение должно соответствовать санитарным нормам и эстетическим критериям.
Учебными средствами для группы являются:
*магнитная демонстрационная доска;
*10-15 комплектов шахматных фигур с досками (шахматных столов);
*6-8 шахматных часов.
В комплекс учебных и соревновательных условий клуба входит дополнительное количество шахмат и шахматных часов, стенд информации, бланки шахматной документации, библиотека шахматной литературы, опорные конспекты, компьютер с базой данных.
Методические материалы: