Тхэквондо является великолепным примером, как боевое искусство может завоевать мировую популярность, при этом способствуя не только ведению здорового образа жизни, но и духовному развитию обучающихся. Тхэквондо получило широкое развитие в нашей стране.
В представленной авторской программе сделан особый акцент на нравственное и духовное воспитание активной, творческой личности ребенка. Главная цель воспитания состоит в создании духовных, организационных условий для воспитания у подрастающего поколения целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие. Физическое воспитание имеет органическую связь с умственным, нравственным, эстетическим, патриотическим, трудовым и другими видами воспитания.
В программе большое внимание уделяется воспитанию у обучающихся патриотических чувств, разработан и реализуется социальный проект спортивно – патриотического характера «Акция памяти». Процесс общего воспитания строится на основе взаимодействия педагога, обучающихся, родителей. Разработан цикл мероприятий, наполненных патриотическим содержанием по организации совместной творческой деятельности и досуга родителей и воспитанников.
Программа рассчитана на пять лет обучения. Группа начальной подготовки «НП» рассчитана на 2 года обучения, группа «Школа мастер» на 3 года обучения.
Приоритетными задачами обучения в группах «НП» являются: привлечение большего числа детей и подростков к занятиям тхэквондо, акцентированным на всестороннее гармоничное развитие физических качеств, общей физической подготовки, а также освоение базовой техники тхэквондо, волевых и морально-этических качеств личности, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях.
Задачи подготовки в группах «Школа мастер» отвечают приоритетным требованиям формирования мастерства тхэквондистов: оптимальная степень владения техникой действия, дальнейшее развитие физических качеств и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов.
В программу включены занятия в форме спартакиад, занятия на свежем воздухе, проводятся тематические открытые занятия, с привлечением родителей воспитанников. На летних каникулах, на базе оздоровительных лагерей, проводятся профильные смены, что является приоритетным направлением в летнем отдыхе обучающихся.
Для данной программы педагогом составлены три учебно-методических пособия. Разработаны тесты, позволяющие осуществлять мониторинг результативности освоения воспитанниками теоретического материала. Разработан и внедрен в учебный процесс социальный проект спортивно-патриотической направленности «Акция памяти».
Данная программа представляет тхэквондо более доступным видом спорта для любого школьника, имеющего допуск врача и подходящего по возрастной категории. Осваивать данную программу могут обучающиеся имеющие различные физические возможности.
ПЕДАГОГИ
Плотников Сергей Николаевич – руководит объединением «ЮНИОР ВОСТОК: ШКОЛА РАЗВИТИЯ ТХЭКВОНДО» с 2004 года. В объединении обучаются дети от 7 до 16 лет.
Педагогом разработан и ежегодно реализуется социальный проект спортивно – патриотического характера «Акция памяти». В проекте сделан особый акцент на нравственное и духовное воспитание активной, творческой личности ребенка.
Важной особенностью работы педагога является мониторинг результатов знаний, умений и навыков воспитанников на всех этапах обучения. По результатам диагностики уровня развития двигательной подготовленности наблюдается положительная динамика показателей физического здоровья обучающихся.
Воспитанники объединения неоднократно были включены в издание «Золотой фонд Новосибирска», как за личные, так и за командные достижения. Обучающиеся принимают активное участие в различных мероприятиях г. Новосибирска (показательных выступлениях, конкурсах, профильных сменах), тем самым пропагандируя здоровый образ жизни.
Повышение квалификации:
*Всероссийский технический семинар по тхэквондо ИТФ, где успешно прошел экзамен на черный пояс 5 дан (г. Москва), 2015 г;
*окончил Магистратуру ФГБОУ ВО «Новосибирского государственного педагогического университета», 2016 г;
*III областная открытая Педагогическая ассамблея учреждений дополнительного образования детей «Ресурс дополнительного образования в воспитании личности ребенка: опыт, проблемы, перспективы», 2016 г;
*научно-практический семинар «Реализация инновационных моделей успешной социализации детей средствами дополнительного образования: опыт Санкт-Петербурга», 2016 г;
*курсы повышения квалификации на базе ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Методическое обеспечение физического воспитания и оздоровления школьников при реализации ФГОС ОО», 2017 г;
*мастер-класс профессора департамента педагогики ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доктора педагогических наук Б.В. Куприянова, 2018 г.
Педагог активно делится опытом работы с коллегами и принимает активное участие в семинарах, конференциях, форумах различного уровня:
*представил свой педагогический опыт на III Городском открытом фестивале «Методический подиум», 2016 г;
*выступил на Сибирском педагогическом форуме «Дополнительное образование: образ будущего», 2018 г.
Помимо педагогической деятельности регулярно принимает участие в судействе соревнований различного уровня.
В 2016 году авторская программа педагога стала лауреатом на региональном конкурсе авторских образовательных программ педагогов дополнительного образования детей.
В 2017 году Сергей Николаевич стал лауреатом городского и регионального этапов конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Физкультурно-спортивная».
Звание педагога:
*Спортивный судья Всероссийской категории по тхэквондо ИТФ.
*Спортивный судья международной категории “А” по тхэквондо ИТФ.
*Международный инструктор по тхэквондо ИТФ.
*Черный пояс V дан по тхэквондо ИТФ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-2 год обучения. Основная цель занятий: самоутверждение новичка в выбранной спортивной специализации – тхэквондо, формирование необходимых основ техники.
3-5 год обучения. Основная цель занятий: углубленное овладение технико-тактическим арсеналом тхэквондо.
Программа педагога включает в себя как теоретическую, так и практическую часть.
Примерный учебный план по годам для групп «Начальная подготовка» (1 и 2 год обучения) и «Школа мастер» (3, 4, 5 год обучения).
Учебный план на 36 недель занятий.
Программа для первого года обучения:
Виды подготовки:
*Теоретические занятия – 3 часа.
*Общефизическая подготовка – 94 часа.
*Специальная физическая подготовка – 31 часа.
*Технико-тактическая подготовка – 31 часа.
*Сдача контрольных нормативов– 3 часа.
Всего за год 162 часа.
Программа для второго года обучения:
*Теоретические занятия – 3 часа.
*Общефизическая подготовка – 86 часов.
*Специальная физическая подготовка – 31 час.
*Технико-тактическая подготовка – 39 часов.
*Сдача контрольных нормативов – 3 часа.
Всего за год 162 часа.
Программа третьего года обучения:
Теоретические занятия – 3 часа.
*Общефизическая подготовка – 95 часов.
*Специальная физическая подготовка – 43 часа.
*Технико-тактическая подготовка – 72 часа.
*Сдача контрольных нормативов – 3 часа.
Всего за год – 216 часов.
Программа четвертого года обучения:
*Теоретические занятия – 3 часа.
*Общефизическая подготовка – 72 часа.
*Специальная физическая подготовка – 72 часа.
*Технико-тактическая подготовка – 102 часа.
*Сдача контрольных нормативов – 3 часа.
Всего за год – 252 часа.
Программа пятого года обучения:
*Теоретические занятия – 3 часа.
*Общефизическая подготовка – 72 часа.
*Специальная физическая подготовка – 72 часа.
*Технико-тактическая подготовка – 102 часа.
*Сдача контрольных нормативов – 3 часа.
Всего за год – 252 часа.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие обучающихся через обучение тхэквондо.
Задачи.
Образовательные:
*формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
*обучение двигательным навыкам, которые требуются при освоении технических приемов тхэквондо;
*обучение разного рода подвижным и развивающим играм, участию в спортивных праздниках, соревнованиях, способности самовыражаться;
*обучение правилам поведения (этикету) на занятиях.
Оздоровительные:
*укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
*обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств;
*повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды;
*повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков.
Воспитательные:
*воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
*воспитание выдержки, самостоятельности, настойчивости, самообладания;
*воспитание интереса к занятиям по тхэквондо;
*воспитание уважительного отношения к партнёрам, сопернику, окружающим;
*воспитание коммуникативных навыков;
*гражданско-патриотическое воспитание.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Результативность обучения воспитанников, в рамках реализации образовательной программы «Юниор – Восток: школа развития тхэквондо» диагностируются с помощью следующих форм и методов.
Личностные результаты:
*стремление к получению новых знаний;
*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
*понимание роли человека в обществе;
*принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
*готовность и способность к саморазвитию;
*личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействия с её участниками;
*формирование мотивации к обучению;
*способность характеризовать и оценивать собственные умения и навыки;
*готовность дифференцированно использовать получаемую информацию в учебном процессе и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
*способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
*способность к саморганизованности;
*формирование чувства ответственности за свои поступки.
Формы и методы диагностики:
* Педагогическое наблюдение в процессе: общения, бесед, развивающих игр, занятий тхэквондо, участия в мероприятиях.
* Педагогическое наблюдение за развитием отношений в детском коллективе.
* Педагогическое наблюдение за развитием мотивации на занятиях.
* Беседа с родителями.
Метапредметные результаты:
*характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
*находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
*общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
*организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
*анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
*правильно выполнять технические двигательные действия, использовать их в игровой и состязательной деятельности;
*умения работать в команде;
*желание делиться освоенным опытом;
*умения реализовать собственные творческие идеи в рамках данной программы.
Формы и методы диагностики:
Педагогическое наблюдение:
* в процессе общения, опроса на занятиях тхэквондо;
* во время индивидуальных бесед;
* во время анализа технических действий;
*за участием в развивающих играх, мероприятиях.
Предметные результаты.
*знание основ здорового образа жизни;
*навыки безопасного поведения в спортивном зале во время занятий;
*освоение основных технических и тактических действий на занятиях тхэквондо;
*непосредственное участие в спортивных мероприятиях, показательных выступлениях;
*умения дифференцированно применять полученные знания в повседневной жизни и на занятиях;
*помощь инструктору в проведении занятий;
*умение выполнять комплексы О.Ф.П;
*выполнение нормативов по О.Ф.П;
*умение проводить самостоятельно вводную и заключительную часть занятий по тхэквондо;
*результативность участия в турнирах, показательных выступлений.
Формы и методы диагностики:
*Мониторинг уровня освоения полученных знаний.
*Тестирование.
*Зачёты.
*Беседы с родителями.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Перед записью в группу необходимо обязательное собеседование с педагогом.
Допуск врача: справка о состоянии здоровья ребёнка с заключением врача о том, что он может посещать спортивную секцию.
Для начального этапа обучения (первый год) допустимо заниматься в обычной спортивной форме. Начиная со второго года занятий обязательно иметь добок (форма для занятий тхэквондо).
В процессе практических занятий обязательно нужно использовать средства индивидуальной защиты: перчатки, шлемы, жилеты, щитки на голени, бандаж, капу, футы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническая оснащенность, обязательная для реализации дополнительной общеобразовательной программы включает в себя: спортивный зал, оборудование, инвентарь для проведения учебно-тренировочных занятий и восстановления.