Версия для слабовидящих
217-86-87
Наш адрес: ул.Кирова, 44/1
Обратная связь

Новосибирские школьники встретились с директором Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН


25 ноября на площадке Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» прошло мероприятие городского просветительско-образовательного проекта «Встреча со смыслом», направленного на повышение образовательного уровня школьников, популяризацию науки и научных достижений, профориентацию и формирование позитивного отношения к труду и творчеству.

Гостем встречи стал директор Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор Павел Владимирович Логачёв. Модератором выступил Андрей Васильевич Вострокнутов, директор Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор».

Павел Владимирович Логачёв – член межведомственной рабочей группы по инфраструктуре научных исследований при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, член-корреспондент Российской академии наук по специальности «Ядерная физика». Входит в состав Учёного совета ИЯФ СО РАН, является членом Объединенного ученого совета по физическим наукам СО РАН, автор 85 научных работ в области физики пучков заряженных частиц и ускорительной техники. Участник школы кадрового резерва по науке «Перспективные направления развития науки» ГК «РОСАТОМ», ведет преподавательскую работу на кафедре физики ускорителей физического факультета НГУ, читает курс «Источники пучков заряженных частиц», руководит аспирантами.

Под его непосредственным руководством в ИЯФ СО РАН экспериментально получены и исследованы ультрахолодные электронные пучки и короткие интенсивные сгустки электронов с арсенид-галлиевого фотокатода. Впервые в России создана современная технология разработки и производства высокочастотных линейных ускорителей S – диапазона (3 ГГц), включающая в себя все необходимые элементы. Разработан и успешно испытан опытный образец мощной вращающейся твердотельной мишени на основе углеродных материалов, (непрерывная плотность мощности в пучке 100 кВт/см2). П.В. Логачевым предложен, исследован и успешно применен на практике новый метод неразрушающей диагностики мощных интенсивных пучков заряженных частиц, основанный на взаимодействии электронного пучка низкой энергии с основным интенсивным пучком. Также его командой разработан и создан для ядерного оружейного комплекса уникальный линейный индукционный ускоритель (ЛИУ-2), который станет инжектором для импульсного рентгенографического комплекса РФЯЦ ВНИИТФ нового поколения, обладающий рекордными параметрами.

В ходе увлекательной беседы Павел Владимирович Логачёв поделился с ребятами своими принципами работы и жизни, рассказал, как стал учёным и руководителем крупнейшего академического института страны, рассмотрел актуальные вопросы современной науки и на какие сегменты делает ставку в её развитии, а также посоветовал старшеклассникам, как определиться со сферой деятельности.

«В вашем возрасте я чувствовал в себе некоторые способности и к точным наукам, и в гуманитарной области. Какого-то детерминизма не было, – рассказал директор Института ядерной физики им. Г.И. Будкера. – И сегодня мне приходится решать совершенно различные задачи: когда вы взаимодействуете с большой открытой системой – это не только институт, Академия наук России, это мировое научное сообщество, взаимодействие разных государственных структур и стран – безусловно, приходится работать над сложными вопросами, которые имеют гуманитарную природу. Но, самое главное – в любом деле нужно думать и пытаться сделать то, чего до вас не было. И по большому счёту не важно, в какой области вы реализуете это стремление».

Ребята также узнали, какие области науки учёный считает наиболее перспективными. По словам эксперта, в будущем будут востребованы те направления физики, совместно с химией и биологией, которые связаны с глубоким пониманием функционирования биологических объектов, в том числе человеческого организма. «Речь идет о некоем серьезном интерфейсе между человеческим мозгом и внешними устройствами, в том числе, компьютерными, а самое главное, с другим человеком через эти устройства. Если бы мы смогли хоть в каком-то виде объединить сознание двух разных людей, это было бы колоссальным прорывом, никакой суперкомпьютер с этим не сравнится», – подчеркнул Павел Владимирович.

Каковы интересы и увлечения гостя, как проводит свободное время, какие книги советует прочитать – эти вопросы также интересовали ребят.

«Свободного времени у меня практически не бывает: моё хобби совпадает с моей работой, – отметил Павел Владимирович. – Всегда приходится что-то писать, решать задачи, которые стоят в коллективе, постоянно нужно кого-то убедить, успокоить, поддержать. Второе мое хобби – физико-математическая школа: практически все свое свободное время я посвящаю ей. Стараюсь помогать ребятам, которые плохо успевают в обучении, беру самые слабые классы и готовлю к сессии дополнительно, чтобы они не вылетели из ФМШ – там очень серьезная программа, и я сам не сразу навскидку смогу решить задачи, предлагаемые учащимся. Говоря о книгах, сейчас я читаю различные исторические материалы, пытаясь осмыслить историю нашей советской науки и нашего института. А что касается образования  – нужно смотреть, кто из физиков наиболее сильно любил науку и связывал с ней свою жизнь настолько, что это ярко проявилось в его жизни. С моей точки зрения – это был Ричард Фейнман, знаменитый американский физик. Читайте Фейнмановские лекции по физике».

На вопрос, помогает ли заучивание стихов развить память, учёный ответил: «Погружение в гуманитарные науки, литературу, музыку, искусство, человека захватывает. Я всегда говорю своим студентам: «Какой есть тест, физик вы или нет? – Если вы сможете написать стихотворение для своей любимой девушки так, чтобы она заплакала, – вот тогда вы физик», – улыбаясь сообщил доктор физико-математических наук.

Отвечая на вопрос о целях и мечтах, директор Института ядерной физики отметил, что все мечты должны быть реализованы. «Человек должен мечтать о том, что в своей жизни обязательно осуществит, или уверен, что его действия приведут к тому, что после его жизни его мечта обязательно сбудется. Я мечтаю о простых вещах: чтобы и через пятьдесят, и через тысячу лет наша с вами страна Россия жила, развивалась и существовала. И последние двадцать лет я все силы трачу только на это, стараясь сделать это теми инструментами, которые оказались у меня в руках. И, самое главное, я мечтаю, чтобы в ближайшие сто лет в Институт ядерной физики и другие институты новосибирского научного центра приходили молодые талантливые ребята с горящими глазами, и они бы могли реализовать здесь свою мечту о чём-то новом, чего до них ещё никогда не было», – поделился Павел Владимирович.

В завершение учёный дал несколько советов участникам встречи: «Если вы идете в науку, старайтесь изучать все предметы так, как будто вы их первооткрыватели. Также важно чувствовать своевременность вашего образования: вам нужно как можно раньше освоить свой предмет, для этого необходимо очень много работать, но эта работа принесет вам радость и удовлетворение. Второе: важно выбрать правильный коллектив в науке, где главным являются не регалии и авторитет основателя, а истина, красота открытий, квалификация, профессионализм. Третье: становясь взрослыми, научитесь осуществлять свои мечты. Путь к их реализации никогда не будет легким, без поражений и неудач, но никогда не предавайте свою мечту. И последнее: никогда не радуйтесь своим личным успехам в науке, а радуйтесь тогда, когда вам удастся заразить своей идеей людей, которые гораздо умнее и талантливее, чем вы сами».

В этот день школьники также приняли участие в научной викторине от Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Её победителям и авторам самых интересных вопросов гость  вручил памятные призы и подарки – свои авторские книги, а также издания о выдающихся учёных, научные журналы и флешки с фильмами о деятельности Института ядерной физики им. Г.И. Будкера разных лет.

«Постарайтесь от своей жизни оставить максимально позитивный, положительный след, – обратился к ребятам Павел Владимирович Логачёв. – И, где бы вы не находились потом, что бы вы не делали, важно помнить, что вы вышли из Новосибирска, из Сибири. Чтобы наш родной край жил лучше, развивался, а не деградировал – это наша с вами главная задача. Потому что, каких бы успехов или фантастического богатства вы не достигли, вы будете чувствовать, что это все пустое по сравнению с самым главным вопросом: а что после меня осталось?».


СТРАНИЦА ПРОЕКТА


По информации сайта НИОС

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать Дворец творчества лучше?