Версия для слабовидящих
217-86-87
Наш адрес: ул.Кирова, 44/1
Обратная связь

Статьи

С любовью к Отчему миру (К 70-летию М.Н. Щукина)

Книга  года: Сибирь – Евразия 


Имя писателя на карте города


Открытая книга природы


Воспитание книгой. Из опыта проведения городской  программы «Конкурс книгочеев»

Одной из замечательных традиций Дворца творчества детей и учащейся молодёжи «Юниор» является ежегодное проведение конкурса книгочеев. Этому празднику любителей книги более 20 лет.

Цель конкурса – создание условий для развития и реализации творческих способностей

школьников Новосибирска посредством литературного и художественного творчества.

Одной из основных задач конкурса книгочеев является патриотическое воспитание юных граждан Новосибирска на основе духовного наследия, ценностей и традиций отечественной литературы и искусства. Вот некоторые из ежегодных тем, ставших нашими визитными карточками. «Персоны XX века» 2001г., «Люблю тебя, Петра творенье!» 2002 г., (конкурс, посвящённый 300-летию Санкт-Петербурга), «Путеводной звездой Д.С. Лихачёва» 2007 г.,  (посвящённый 100-летию со дня рождения известного академика, исследователя культуры Древней Руси), «Быть может, вспомнит обо мне как о цветке неповторимом» (посвященный 110-летию со дня рождения С.Есенина, лирика которого проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе) 2006 г., , «Историческими тропами Сибири» 2004 г.,, «Поклонимся великим тем годам!» 2005 г.,: и многие другие.

Конкурс проводится среди учащихся 5-11 классов всех видов и типов образовательных организаций города Новосибирска в несколько туров:

I тур (октябрь-декабрь) – заочный. Участники конкурса предоставляют материалы по выбранной номинации;

II тур (январь-март) –отборочные этапы, работа жюри, работа над составлением сборника по итогам конкурса; 

III тур (апрель) – торжественная церемония награждения победителей  и  участников конкурса, оформление развёрнутых выставок творческих работ, придавленных на конкурс;

Номинации конкурса, как правило, традиционные:

1.Поэтическая; 2.Литературная; 3.Мультимедиа; 4.Исследовательская; 5.Художественно-иллюстративная.

Кратко прокомментирую несколько особо памятных литературных и исторических событий  из 20-летней конкурсной истории.

Городской конкурс книгочеев вскрывает широкую панораму детских мнений относительно самых разных сторон исторического и культурно-духовного бытия человека. Конкурс «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», посвящённый 210-летию

А.С. Пушкина, привлёк к себе внимание многочисленных юных почитателей творчества великого поэта .На конкурс было представлено более 1000 работ.

В центре внимания участников конкурса оказывается и сказка, и лирика поэта. Историческая проза А.С.Пушкина тоже волнует юных книгочеев. Особое внимание юные исследователи уделяют в своих работах вопросам историзма в творчестве А.С. Пушкина. Вот некоторые из таких тем: «Вопросы историзма в творчестве А.С. Пушкина», «Образ Пугачёва в произведениях А.С. Пушкина», «А.С. Пушкин и герои 1812 года» и др.

            Конкурс показал, что с годами Пушкин не отделяется от нас  — он приближается.

 Трепетной любовью проникнуты детские творческие работы, в которых отразился детский взгляд на творчество бессмертного поэта:

                                В стихах великого поэта

                                Осталась часть его души

                                 Мы с детства Пушкиным согреты

                                 В нём чудный мир любви нашли…

              В России ежегодно отмечаются дни воинской славы, установленные Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России, где был установлен перечень этих дат. Один из таких памятных дней – «день Бородина».

В 2012 году, объявленном в России Годом истории, отмечалось 200-летие победы русской армии в Бородинском сражении. Этому героическому событию в истории нашей страны был посвящён конкурс «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!». Победа русского народа над завоевателем, который считался непобедимым, поразила современников. И сегодня, через много лет, мы не перестаём восхищаться героизмом и мужеством русских воинов, военачальников, всего народа, одержавшим победу над вражеской армией Наполеона. Константин Соголаев, лауреат конкурса, подтверждая эту мысль, такими поэтическими строчками, выражает свои чувства:

                                  У России славная история,

                                  Много бед пережила она,

                                  Но мерилом силы духа русского

                                  Стала битва у Бородина!

Владимир Сизов, учащийся Новосибирской классической гимназии № 17 в своей работе «Участие сибиряков в Отечественной войне 1812 года» пишет: «Целью нашего исследования является анализ вклада сибиряков в победу над Наполеоном в 1812 году. В ходе нашей работы мы выяснили, что мирные жители в тылу обеспечивали армию припасами и обмундированием, а солдаты – сибиряки ценой своих жизней освобождали Россию от захватчиков. За мужество и героизм, проявленные сибирскими полками, ряд из них был удостоен высоких наград. К примеру, 9-й гренадёрский пехотный полк получил Георгиевские трубы и знаки на шапки. Также за подвиги, совершённые во время сражения, были награждены многие офицеры 24-й дивизии орденом Святой Анны 2-й степени. Столь высокие награды подтверждают храбрость и доблесть как командиров сибирских полков, так и солдат, ими предводимых».

Молодое поколение должно знать об этой героической странице истории нашей Родины.

Особое внимание в работе с книгой  уделяется краеведческому материалу. «Встречь солнцу», «Новосибирск – ты сын России», «Я люблю тебя, мой милый город!», «Очень город я люблю, потому что в нём живу!». Эти конкурсы были посвящены истории нашего родного города и проводились по книгам наших новосибирских писателей: Владимира Викторовича Шамова, Городского Придумщика, автора книг о Городовичке и Обинушке

«Обская легенда», «Катеринина тайна», »Легендные россыпи», «Фонтаны над Обью»,  Михаила Николаевича Щукина, Геннадия Мартовича Прашкевича и др.

  Творческие работы школьников порадовали знанием истории родного города, славных земляков, среди которых основатель первой в городе школы и библиотеки Григорий Моисеевич Будагов.

В своих конкурсных работах юные книгочеи имели возможность написать рецензии на книги серии «Будаговская библиотека». Среди таких книг была и книга нашего земляка Михаила Николаевича Щукина «Встречь солнцу». Эта книга была совсем недавно опубликована, она посвящена истории нашего родного края – Сибири. Конкурс назывался «Щукинское перо».

«Что такое Родина? У каждого человека своё представление о Родине. Для кого–то Родина – это место, где человек родился, вырос, прожил много лет. Значит, это какой-то город, посёлок, а может, деревня. Кто-то своей Родиной называет свою страну. И эта большая страна называется Родиной заслуженно, так как нет нигде в мире такой страны, как Россия, с её богатой национальной культурой, историей, людьми и разнообразной природой». Так пишет о Родине лауреат конкурса Головизнина Алина, учащаяся школы № 84. Участники конкурса представили стихи собственного сочинения о родном крае, отзывы на книги М.Н.Щукина.

Ласточкина Елена, учащаяся школы № 17 подобрала для выражения своих чувств такие слова:

                                    Прекрасней нет природы нашей,

                                    Россия-русская земля!

                                    И нет на свете тебя краше:

                                    Берёзы, сосны и поля.

                                    Природой  чудной я любуюсь,

                                    Гляжу в озёр я синеву,

                                    Горжусь своею я Россией,

                                    Что мила сердцу моему.

Конкурс «Щукинское перо», посвящённый творчеству М.Н. Щукина и сибирским писателям показал, что юные читатели вместе с автором книг изучают историю Сибири.

2013 год был объявлен в Новосибирской области годом А.И. Покрышкина. Одна из номинаций конкурса «Очень город я люблю, потому что в нём живу» была посвящена на  шему прославленному земляку А.И. Покрышкину. Участники конкурса представили стихи об А.И. Покрышкине, эссе по книге А.И. Покрышкина «Небо войны». Во всех творческих работах юные граждане Новосибирска выразили гордость за нашего прославленного лётчика, вся жизнь которого была отдана беззаветному служению Родине. К 100-летию со дня рождения А.И. Покрышкина на торжественной церемонии награждения победителей конкурса была оформлена развёрнутая выставка конкурсных работ «Рождённый летать».

По словам М.Н. Щукина, «история прошлых лет Новосибирска лишь тогда будет родной историей аждого горожанина, когла она будет представлять из себя не только набор сухих фактов, но и любовное дыхание памяти конкретных людей, которые здесь жили, любили, горевали, радовались».

60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне был посвящён конкурс книгочеев «Поклонимся Великим тем годам!» Конкурс состоял из нескольких заочных туров. В первом из них участники конкурса отвечали на два блока вопросов: «Идёт война народная…» и «В сражениях павших запомнили мы поимённо».

В первый тур конкурса входили творческие задания: составить отзыв на книгу о войне, показать в сочинении традиции русской отечественной литературы в советской литературе о Великой Отечественной войне. Во втором туре конкурсанты рассказывали о боевых наградах Великой Отечественной войны.

Конкурс 2015 года «Этот день мы приближали как могли» был посвящён 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Основная задача конкурса – патриотическое воспитание юных граждан на лучших произведениях литературы о Великой Отечественной войне. Номинации конкурса: «Поэтическая» (участники представляют стихи собственного сочинения о войне). «Литературная» (в данной номинации предлагаются две темы: «Строка, оборванная пулей» (литературный портрет поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны), «Час мужества пробил на наших часах» (участники должны представить сочинение, в котором раскрывается сила русского характера на примере художественных произведений о Великой Отечественной войне). «Исследовательская». «Мультимедиа». «Художественно-иллюстративная».

Семьдесят лет, которые отделяют нас от победных залпов Великой Отечественной войны, нисколько не умалили великого народного подвига и не сотрут никогда. Именно произведения о Великой Отечественной войне воспитывают у юных граждан чувство патриотизма и гордости за нашу Родину.

Уходящий в историю 2016 год был отмечен многими памятными событиями. Самое яркое из них — 55 лет со дня полёта Ю.А. Гагарина в космос. Этому знаменательному событию был посвящён конкурс «От Икара до Гагарина». Задачей конкурса являлось сохранение памяти о легендарном полёте первого космонавта планеты Земля.   

На конкурс было представлено более 300 работ из 50 образовательных учреждений города  по следующим номинациям: «Космос дарит вдохновение», «Звёздная сюита», «Миры космоса и книг», «Космос начинается на Земле», «Звёздам навстречу», «С мечтою о космосе», Особое внимание было уделено теме «Образ Икара как отражение мечты человека подняться в небо». В сказках, легендах, мифах герои летают, но только один из них – древнегреческий миф  о Дедале и Икаре привлёк внимание людей. Этот образ показал радость полёта  и убедил,что мечта подняться в космос осуществима.

Лучшие творческие работы вошли в сборник «От Икара до Гагарина», Фантастические рассказы участников произвели впечатление на известного писателя-фантаста Г.М. Прашкевича. «Великолепный конкурс, замечательные, талантливые ребята. Они умеют мечтать, они думают о будущем».

Конкурс книгочеев 2017 года был посвящён Году экологии в России и 80-летию Новосибирской области «Я природой живу и дышу…». Это очень значимые даты для  каждого новосибирца.

…Природа в жизни любого человека, в его становлении и духовном развитии играет огромную роль. Как отмечал замечательный педагог-гуманист В. Сухомлинский, «…Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего МИР ПРИРОДЫ с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума…».

Творческие работы, представленные на конкурс , показали, что юные участники конкурса не только любят и берегут природу родного края, не просто внимательно читают любимые книги о природе, но и сами прекрасно выражают свою любовь к Природе в стихах, эссе, рисунках, рассказах, презентациях.

Наверное, у каждого из нас есть свой «любимый сердцу уголок». Для одних это «царство зелёных плюшевых гор и снежных хребтов, стремительных горных речек и цветущих в горах Алтая эдельвейсов». Для других – красочный и насыщенный разнообразием природы Сузун, прекрасный в любое время года. Вот как описывает Ефременко Анастасия  свою малую Родину: «…Зимой сосновый бор, точно крепость, покрывается толстой снежной пеленой – и слепит глаза это белоснежное царство. Летом Сузун не такой величественный, но ничуть не хуже. Здесь красота природы просто кружит голову. Я горжусь своей малой Родиной: её богатой многолетней историей, моими предками, прославившими посёлок, и нетронутой цивилизацией природой — непритязательной, простой и невероятно красивой». 

А вот Андрющенко Тамара подобрала следующие слова для описания своего любимого уголка в Новосибирской области – небольшого села Белово: «…Я влюбилась в это место с первого взгляда. Здесь внимание привлекает абсолютно всё: от маленького жучка до огромного голубого неба. Здесь всё так трогательно и интересно, что не замечаешь даже, как быстро летят минуты, потому что наслаждаешься всем, что подарила природа».

В презентациях, представленных на конкурс, перед нами открываются великолепные картины «Сибирской Швейцарии», Караканского бора, острова «Медвежий», озера Карачи и многих других чудесных мест Новосибирской области. Каждое чудо природы отличается от остальных: некоторые места поражают красотой и величественностью ландшафта, другие – единственным в своём роде сочетанием флоры и фауны.

Все чудеса природы, известные в Новосибирской области, оттого и существуют, что люди во все времена оставались неравнодушными к удивительным явлениям природы. Это особенно точно подметили участники конкурса в своих творческих работах, представленных в номинации «Чудеса Новосибирской области».

Трепетной любовью к родной природе, животным, птицам пронизаны рисунки, представленные в номинации «Живая природа родного края». Вместе с участниками конкурса мы совершаем путешествие по разработанным ими туристскими маршрутами.

Одно из самых красивых и загадочных мест Новосибирской области — Бердские скалы. Очень хотелось бы побывать и на Беловском водопаде, и на Мраморном озере, и на Буготакских сопках —  и во всех других зелёных уголках Новосибирской области. Ведь благодаря талантливым работам наших юных книгочеев все эти места стали нам ближе.

Творчество, по словам М. Н. Щукина, это великий дар, который даётся человеку. И прекрасно, когда этот дар развивается с юных лет, помогая постигать красоту  окружающего мира.

По словам В.В. Шамова, конкурс – это  всегда замечательно. Это и проба сил. Это и творчество.

Опыт проведения городского конкурса книгочеев позволил нам увидеть в содержании детских творческих работ те уникальные грани личностного развития молодого поколения, которые, безусловно, нуждаются в дальнейшем разностороннем изучении и вдумчивом развитии.

          По материалам конкурса были изданы сборники творческих работ лауреатов конкурсов, лучшие творческие работы были опубликованы в журнале Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий» Лицеист», в журнале юношеского творчества «Отчий мир», в  московском журнале « Библиотека».

          Отдельно хотелось остановиться на жюри конкурса, в состав которого входили известные писатели,  учёные, общественные деятели, среди которых В.В.Шамов, Ю.А. Фабрика, заслуженный работник культуры Российской Федерации, старший научный сотрудник Музея истории Сибирского военного округа, В.Н. Алексеев, заведующий отделом редкой книги ГПНТБ СО РАН,кандидат филологических наук, Г.М. Прашкевич, известный писатель-фантаст, заслуженный работник культуры Российской Федерации, И.С. Зайцев, заместитель председателя Новосибирского регионального Пушкинского общества и др.

                                                       И.А. Иванова, педагог-библиотекарь ДТД УМ «Юниор»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать Дворец творчества лучше?